23:44 Совет на крайний случай | |
"У нас же страна Советов, а не страна баранов…" Из старого советского анекдота
Когда нет никакой возможности провести регулировку лампового выходного каскада передатчика с помощью надлежащей измерительной техники, а выйти в эфир позарез надо, то придется проделать следующие действия. Настройка малосигнальных каскадов, балансировка несущей и предварительная "прогонка" выходного каскада должны быть сделаны заранее на неизлучающий эквивалент нагрузки (естес-с-ственно!!!). 1) В такое время, когда на нужном диапазоне нет и не может быть дальнего прохождения, надо найти свободное место шириной 8-10 кГц. Внимательно убедиться, что по обе стороны от выбранной вами частоты никого нет (по крайней мере, нет любительских станций. На 10-м диапазоне самые подходящие места для настройки - это частоты, незаконно оккупированные "Си-Би" и им подобными. Hi). 2) В телеграфном режиме настроить все резонансные цепи на максимум отдачи в антенну (не забывая передавать свой позывной!). 3) Уменьшить раскачку (только регулятором уровня, а не расстройкой каких-либо контуров!) так, чтобы ток управляющей сетки настраиваемого каскада снизился до нуля. Если измерителя сеточного тока нет, то уменьшить раскачку так, чтобы выходная мощность снизилась процентов на 15-20. 4) Увеличить связь выходного контура с нагрузкой (уменьшая емкость выходного/антенного конденсатора П-контура) процентов на 20. 5) Подстроить анодный конденсатор П-контура по минимуму постоянной составляющей анодного тока лампы (не обращая внимания на выходную мощность). При резонансе ток должен спадать на 15% по сравнению с тем, когда контур расстроен. "Провал" не глубокий, поэтому точную подстройку надо делать тщательно. 6) Если "провал" тока при резонансе глубже 15%, то повторить п.4 и п.5. 7) Запомнить показание анодного амперметра выходного каскада при резонансе. 8) Переключиться в режим SSB; убедиться, что начальный ток лампы не слишком мал. 9) Громко посвистеть с разной высотой тона перед микрофоном, регулируя только "раскачку" так, что бы во всех случаях анодный ток не превышал 80% - 85% от той величины, которая была достигнута в п.7. (в резонансе, при раскачке без сеточного тока). Настройку резонансных цепей при этом не менять! (Если свист удается без призвуков, то он представляет из себя почти чистое синусоидальное колебание. Надо держать микрофон всегда несколько сбоку ото рта так, чтобы струя воздуха на него не попадала.). Не забывайте в процессе настройки в эфире давать свой позывной, а если делаете паузы в передаче, то каждый раз перед тем, как ее возобновить, не забывайте снова убеждаться, что частота все еще свободна! 10) Если есть миллиамперметр в цепи смещения управляющей сетки, то и при наболее громких звуках он должен оставаться практически на нуле. Если ток сетки сколько-нибудь заметно появляется, то снизить раскачку еще. 11) Убедиться в том, что когда микрофон отсоединен, а SSB передатчик включен на передачу, начальный анодный ток выходной лампы составляет не менее 30% от той величины, которая достигнута в п.9 (при громком свисте перед микрофоном) для "крутых" линейных ламп (металлокерамических и металлостеклянных) или около 25% для ламп с низкой крутизной (старых стеклянных). Многие лампы, специально предназначенные для линейного усиления, должны использоваться при еще больших начальных токах. Если вы уверены, что анодному амперметру можно доверять и вам доподлинно известно, какова должна быть величина начального тока для данной лампы в линейном режиме при используемых вами напряжениях питания, то следует изначально ее и придерживаться (эта величина должна быть того же порядка, как указанные выше. В том числе и в схемах с общей сеткой!). Если начальный ток меньше, чем следует, то надо уменьшить напряжение смещения и начать все снова с п.1. Если ток молчания значительно больше, чем должен быть, надо проверить, нет ли самовозбуждения. При отключенном микрофоне на выходе SSB-передатчика не должно быть буквально никакого сигнала, так же, как и при ненажатом ключе в режиме CW - это надо проверять при различных сочетаниях положений органов настройки! 12) При произнесении перед микрофоном громкого "а-а-а" среднее значение анодного тока не должно превышать значение начального тока более, чем на треть и всегда должно быть меньше половины того, что получается при свисте в микрофон. При нажатии телеграфного ключа, анодный ток не должен превышать ту величину, что достигается при свисте в микрофон на SSB. Уровень тонального сигнала RTTY/PSK31 следует установить таким, чтобы раскачка получалась чуть меньше. 13) Если вам не нравится, что при нормальном разговоре перед микрофоном на SSB стрелки приборов отклоняются слишком мало - сделайте измерители пиковых значений. (Или просто не смотрите на них во время передачи…- Hi). 14) Вызовите громко слышимую станцию (лучше местную), по обе стороны от которой нет никаких других, и, попросите очень внимательно помотреть ваш сигнал, а особенно по бокам от него, и как можно критичнее его оценить. Если ответ положительный, надо это проверить еще как минимум с двумя-тремя другими. На рапорта типа "пять-девять-досвидания" или "599 TU" не стоит обращать никакого внимания. Рапорт "56", к сожалению, на самом деле может означать вовсе не 56, а 38 или 44. Слова "очень хороший сигнал" нередко означают только то, что он громкий, а не обязательно чистый. Чем "вреднее" и "привередливее" корреспондент, тем больше можно узнать правды о своем сигнале. Приятные слова о том, что "по бокам всё чисто" имеет смысл принимать во внимание только тогда, когда ваш сигнал превосходит по силе уровень эфирных шумов и помех как минимум на 50 дБ (то есть, когда вам дают не меньше, чем "девять с плюсами"). Если хоть один отзыв отрицательный - значит придется следующий выход в эфир делать только после инструментальной настройки передатчика в надлежащих условиях. 15) Повторите все действия п.1 - п.14 на каждом из диапазонов, с каждой из имеющихся антенн и каждым видом работы.. Если приходилось регулировать начальный ток лампы, оставьте для всех диапазонов и видов работы такую его величину, которая получалась наибольшей. Положения органов настройки и регуляторов уровня раскачки для каждого диапазона и вида работы занесите в таблицу или сделайте соответствующие метки около ручек управления. На относительно широких диапазонах скорее всего понадобится разная настройка в разных участках. 16) Прослушивание своего собственного телефонного сигнала через дополнительный приемник, одновременное с передачей, позволяет заметить только очень грубые нелинейные искажения и не позволяет самому правильно оценить действительную частотную характеристику передатчика. Оценить на слух качество работы микрофона, микрофонного усилителя и спич-процессора можно, записав через них свою речь на магнитофон. Однако прослушивать запись нужно через полосовой фильтр 350 - 2800 Гц с крутыми скатами, имитирующий действие фильтров основной селекции вашего передатчика и приемника корреспондента, иначе звучание совсем не будет похоже на то, что услышат ваши корреспонденты в эфире. Для большей наглядности, к магнитофонной записи можно микшировать с разными уровнями реальные шумы и помехи с выхода приемника (конечно, напрямую, а не через испытуемый микрофон!). Всегда бывает полезно попросить кого-то из местных радиолюбителей записать ваши передачи на хорошем магнитофоне (не через громкоговоритель и микрофон, а соединив напрямую линейные выход приемника и вход магнитофона) и самому пристрастно прослушать эти записи. Хорошо, если достаточно длинные записи сделают несколько человек на разной аппаратуре, в разное время и незаметно для вас. Возможно, что после этого вам захочется скорректировать не только звучание передатчика, но и манеру речи. На CW тоже бывает очень полезно взглянуть на себя "со стороны". 17) Помните, что никакое увеличение раскачки сверх выверенного уровня нисколько и никогда не увеличивает шансы пробиться к DX'у - при любом виде работы. Даже если вам и удастся "выжать" мощность хоть на треть, хоть вдвое больше нормы, ничего, кроме проблем, от этого не прибавится. (Это точно установленный медицинский факт! - Hi)
| |
Просмотров: 517 | |